28 апреля 2019 года скончался известный российский авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов.
8 мая 2019 года Генриха Новожилова похоронили на Федеральном военном мемориальном кладбище Министерства обороны РФ.
Советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР (c 1992 РАН); Создатель проектов тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76, пассажирского широкофюзеляжного самолёта Ил-96, двухмоторного турбовинтового самолёта Ил-114. Генеральный конструктор ОКБ им. С. В. Ильюшина; Дважды Герой Социалистического Труда. Заслуженный конструктор РФ. Лауреат Ленинской премии. Член ВКП (б), член ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов. Народный депутат СССР.
Родился Новожилов в Москве в семье военнослужащих. Отец Василий Васильевич был военным инженером, мать Ираида Ивановна — военнослужащая.
С детства мечтал стать летчиком, но в 1939 году повредил ногу и перенес несколько операций. В начале Великой Отечественной войны находился с матерью в эвакуации в Пензе, где окончил девять классов средней школы.
Вернувшись в Москву в августе 1942 года, был принят на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института, а с 1943 года — студент самолётостроительного факультета МАИ. Окончил ВУЗ в 1949 году.
С 1949 года работал в ОКБ С. В. Ильюшина. Как инженер-конструктор участвовал в создании пассажирского самолета Ил-14 (первый полет - 1950 год), штурмовика Ил-40 (1953), реактивного бомбардировщика Ил-46 (1952). Был ведущим инженером по разработке бомбардировщика Ил-54 (1955, в серию не пошел).
В 1956—1958 годах Новожилов — секретарь партийного комитета завода, затем заместитель главного конструктора Ил-18.
В 1964 году — первый заместитель генерального конструктора, руководил организацией серийного производства Ил-62, за что с группой работников ОКБ стал лауреатом Ленинской премии 1970 года.
После ухода академика С. В. Ильюшина на пенсию, с 28 июля 1970 года — генеральный конструктор ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».
В 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Под руководством Генриха Васильевича созданы такие самолёты, как Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 и Ил-114. Затем работа генеральным конструктором, председателем Совета директоров, главным советником генерального директора ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». Почётный Генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина».
Член КПСС с 1951 года. Член ЦК КПСС (1986—1991). Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974—1989) от Армянской ССР, народный депутат СССР (от КПСС) с 1989.
В декабре 2005 года в возрасте 80 лет Генрих Новожилов оставил пост руководителя предприятия. С 2006 года он занимал должность главного советника по науке генерального директора - генерального конструктора ОАО "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина".
Входил в редакционный совет национального авиационного журнала "Крылья Родины".
Был одним из инициаторов проведения Международного авиационно-космического салона (МАКС) в подмосковном Жуковском. В 1992 году авиаконструктор со своим предприятием участвовал в первой российской выставке "Мосаэрошоу", с которой и ведет историю МАКС.
Награжден тремя орденами Ленина (1969, 1971, 1981), орденами "Знак Почета" (1957), Трудового Красного Знамени (1966), Октябрьской революции (1975), Дружбы народов (1992; за проведение выставки "Мосаэрошоу-92"), "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степени (2016, 2000, 1995). А также многими медалями, в их числе "Серп и молот" (1971, 1981), "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и др. Отмечен наградами ряда зарубежных стран.
Имел золотую медаль им. А.Н. Туполева (1991; "за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники") - награда АН СССР. 20 октября 2014 года в Центре международной торговли в Москве Генрих Новожилов был объявлен победителем конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2013 года ("за личный вклад в развитие авиационной промышленности").
Являлся почетным авиастроителем (1983), заслуженным конструктором РФ (2005).
Являлся автором научных работ по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях и др.; 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами.
В 2010 году Г.В. Новожиловым выпущена книга «О себе и самолетах», в 2015 году Международный Объединенный Биографический Центр к 90-летию Генриха Васильевича выпустил книгу «Генеральный конструктор Новожилов Г.В.».
Через всю жизнь Генрих Васильевич пронес любовь к спорту. Особая привязанность — теннис, а также футбол. Среди увлечений был и джаз.
Особо почитал творчество Л.О. Утёсова.
Генрих Васильевич ушел из жизни на праздник Пасхи Христовой, 28 апреля 2019 года, в возрасте 93 лет.
Регистрируясь, Вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения, обработкой персональных данных и получением SMS, e-mail- рассылок, а также рассылок по иным каналам связи. Вы в любой момент сможете отписаться от рассылок в разделе “Управление подписками” в личном кабинете.
После ввода номера телефона, если еще не регистрировались, Вы можете получить пароль через SMS
Если Вы забыли пароль или регистрируетесь впервые, получите пароль через SMS
Для того, чтобы подтвердить расчет, необходимо подтвердить Ваш номер телефона, путем ввода кода из смс.
Если Вы забыли пароль или регистрируетесь впервые, получите пароль через SMS