28 апреля 2019 года скончался известный российский авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов.
8 мая 2019 года Генриха Новожилова похоронили на Федеральном военном мемориальном кладбище Министерства обороны РФ.
Советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР (c 1992 РАН); Создатель проектов тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76, пассажирского широкофюзеляжного самолёта Ил-96, двухмоторного турбовинтового самолёта Ил-114. Генеральный конструктор ОКБ им. С. В. Ильюшина; Дважды Герой Социалистического Труда. Заслуженный конструктор РФ. Лауреат Ленинской премии. Член ВКП (б), член ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов. Народный депутат СССР.
Родился Новожилов в Москве в семье военнослужащих. Отец Василий Васильевич был военным инженером, мать Ираида Ивановна — военнослужащая.
С детства мечтал стать летчиком, но в 1939 году повредил ногу и перенес несколько операций. В начале Великой Отечественной войны находился с матерью в эвакуации в Пензе, где окончил девять классов средней школы.
Вернувшись в Москву в августе 1942 года, был принят на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института, а с 1943 года — студент самолётостроительного факультета МАИ. Окончил ВУЗ в 1949 году.
С 1949 года работал в ОКБ С. В. Ильюшина. Как инженер-конструктор участвовал в создании пассажирского самолета Ил-14 (первый полет - 1950 год), штурмовика Ил-40 (1953), реактивного бомбардировщика Ил-46 (1952). Был ведущим инженером по разработке бомбардировщика Ил-54 (1955, в серию не пошел).
В 1956—1958 годах Новожилов — секретарь партийного комитета завода, затем заместитель главного конструктора Ил-18.
В 1964 году — первый заместитель генерального конструктора, руководил организацией серийного производства Ил-62, за что с группой работников ОКБ стал лауреатом Ленинской премии 1970 года.
После ухода академика С. В. Ильюшина на пенсию, с 28 июля 1970 года — генеральный конструктор ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».
В 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Под руководством Генриха Васильевича созданы такие самолёты, как Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 и Ил-114. Затем работа генеральным конструктором, председателем Совета директоров, главным советником генерального директора ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». Почётный Генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина».
Член КПСС с 1951 года. Член ЦК КПСС (1986—1991). Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974—1989) от Армянской ССР, народный депутат СССР (от КПСС) с 1989.
В декабре 2005 года в возрасте 80 лет Генрих Новожилов оставил пост руководителя предприятия. С 2006 года он занимал должность главного советника по науке генерального директора - генерального конструктора ОАО "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина".
Входил в редакционный совет национального авиационного журнала "Крылья Родины".
Был одним из инициаторов проведения Международного авиационно-космического салона (МАКС) в подмосковном Жуковском. В 1992 году авиаконструктор со своим предприятием участвовал в первой российской выставке "Мосаэрошоу", с которой и ведет историю МАКС.
Награжден тремя орденами Ленина (1969, 1971, 1981), орденами "Знак Почета" (1957), Трудового Красного Знамени (1966), Октябрьской революции (1975), Дружбы народов (1992; за проведение выставки "Мосаэрошоу-92"), "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степени (2016, 2000, 1995). А также многими медалями, в их числе "Серп и молот" (1971, 1981), "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и др. Отмечен наградами ряда зарубежных стран.
Имел золотую медаль им. А.Н. Туполева (1991; "за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники") - награда АН СССР. 20 октября 2014 года в Центре международной торговли в Москве Генрих Новожилов был объявлен победителем конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2013 года ("за личный вклад в развитие авиационной промышленности").
Являлся почетным авиастроителем (1983), заслуженным конструктором РФ (2005).
Являлся автором научных работ по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях и др.; 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами.
В 2010 году Г.В. Новожиловым выпущена книга «О себе и самолетах», в 2015 году Международный Объединенный Биографический Центр к 90-летию Генриха Васильевича выпустил книгу «Генеральный конструктор Новожилов Г.В.».
Через всю жизнь Генрих Васильевич пронес любовь к спорту. Особая привязанность — теннис, а также футбол. Среди увлечений был и джаз.
Особо почитал творчество Л.О. Утёсова.
Генрих Васильевич ушел из жизни на праздник Пасхи Христовой, 28 апреля 2019 года, в возрасте 93 лет.
Регистрируясь, Вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения, обработкой персональных данных и получением SMS, e-mail- рассылок, а также рассылок по иным каналам связи. Вы в любой момент сможете отписаться от рассылок в разделе “Управление подписками” в личном кабинете.
После ввода номера телефона, если еще не регистрировались, Вы можете получить пароль через звонок, указав последние 4 цифры номера телефона, с которого Вам будут звонить
Если Вы забыли пароль или регистрируетесь впервые, на Ваш телефон поступит автоматический звонок, введите последние 4 цифр номера телефона
Чтобы отправить расчет, необходимо подтвердить Ваш номер телефона, путем ввода последний 4 цифр номера телефона, с которого поступил звонок.
Если Вы забыли пароль или регистрируетесь впервые, введите последние 4 цифр номера телефона, с которого поступил звонок.